Уважаемый Читатель, привет!
Я из тех людей, кто к решению задач подходит комплексно. Кто составляет план, письменно анализирует плюсы и минусы. И затем только принимает решения. Иногда это хорошо, но часто идет и во вред (например, скорости принятия решений). В процессе погружения в йогу у меня тоже возник вопрос, относящийся к комплексным: надо ли и когда начать переходить на питание по аюрведе, или на что-то подобное. Попробую перенести на бумагу свои мысли на эту тему. Ну и вообще на тему, существует ли отдельное питание йогов.
Начал я, естественно, с литературы на тему. Надо признать, я и раньше интересовался вопросами правильного питания, начиная с прочтения трудов Поля Брэгга и Герберта Шелтона. И заканчивая книгами по, кхм, уринотерапии «имени» Геннадия Малахова. В начале 90-х, когда появилось множество книг на эту тему, было очень интересно это изучать, поскольку открылся целый альтернативный мир знаний. Кое-что применял на себе. До урины не дошло, хотя если подходить к этому с исследовательской точки зрения, то почему бы и нет. Особенно если доказательств, приведенных в книгах, будет достаточно для того, чтобы решиться.
Вывод, который базируется на чисто физических представлениях о природе и нас в ней (про нефизические тоже скажу дальше), такой. Простое качество потребляемых продуктов имеет гораздо большее значение, чем другие, более сложные факторы – чем их сочетаемость, чем их влияние на психологические типы людей, и так далее. Хотя бы просто потому, что состав и качество продуктов, и влияние его (качества) на организм – величины измеряемые и более или менее доказуемые. А. например, с сочетаемостью по Шелтону — всё не так однозначно. Особенно если углубиться в изучение работы желудочно-кишечного тракта, и того, что там, где, какими бактериями, и в какой момент переваривается.
Впрочем, и рациональное у Шелтона и Брэгга тоже есть, поэтому я не то чтобы против их. Я за то, чтобы сначала обеспечить эти пресловутые 80% влияния еды на организм в виде качественных продуктов. А потом можно «шлифовать» 20% в виде сочетаемости и прочего. Тот же подход, по прочтении основ аюрведического питания, я решил пока применять и в отношении перехода на питание по аюрведе. То есть, грубо говоря, если жрать сосиски, сделанные из субпродуктов и переваренных хрящей и костной муки, то практически без разницы, жрать их раздельно от углеводов в виде макарон, или вместе. Потому что сначала надо сосиски заменить на нормальное мясо – наладить в правильную сторону эти 80% влияния на организм. А потом уже думать о том, как разделить эти продукты по разным приемам пищи.
Раз уж упомянули мясо, скажу, что думаю, и про него. Классика питания в йоге – вегетарианство.
Но вот если рассматривать физиологическую составляющую, то тут сложнее. Во-первых, я бы очень хотел выделить в отдельную категорию – детей. Что бы ни говорили о полноценной возможности получать необходимые вещества (белки, аминокислоты) с продуктами, заменяющими мясо, рыбу и яйца, практически никто из врачей традиционной медицины не одобряет вегетарианство для детей. Видимо, потому, что для обеспечения потребностей растущего организма надо съедать порции бобовых, орехов, творога и прочих заменителей в таких приличных количествах относительно собственного веса, что организм ребенка не справится. А вот организм взрослого человека – видимо, справится. Но порции всё равно должны быть приличными.
Кроме того, белки условно разделяются на полноценные и неполноценные. В первых – содержится весь полный набор аминокислот (20, необходимых организму). Во вторых – неполный набор (нет какой-то части из этих 20-ти аминокислот, либо какие-то из них содержатся в очень малых количествах). И чтобы получить при вегетарианском питании весь набор, надо грамотно сочетать разные виды растительного белка.
В принципе, ничего сверхсложного в это нет. Вполне можно посидеть с энциклопедией, составить полноценный рацион питания только продуктами растительного происхождения.
Но давайте сначала честно спросим себя – готовы ли мы комбинировать, не бросать это дело, да еще – живя не отдельно от всех, а в семье?
Если готовы, если семья поддерживает и сама практикует вегетарианство – то почему бы и не жить в этом.
Но далеко не у всех найдется и время на покупку набора продуктов для полноценного их сочетания, и деньги. Мы в семье, например, покупаем и орехи, и бобовые, и семечки, и зелень. Но если сделать их основным продуктовым набором, то на него нам точно не хватит средств.
И еще раз подчеркну, что я сейчас говорю о физиологическом аспекте вопроса, есть или не есть мясо. Если принципы, или религия, или еще что – не позволяют, значит, надо изучать основы вегетарианского питания и следовать им. Сколько бы денег и времени это ни стоило.
Также существует еще один нюанс, про который все, конечно, знают, но многие обходят. В угоду острому желанию следовать «правилам», соблюдать «рекомендации», или даже в угоду моде.
Каждый естественно образованный тип питания, существующий в мире, помимо религиозных и иных духовных причин, привязан к особенностям природы и климата местности. Да, организм человека в целом не претерпел в разных частях света настолько серьезных изменений, чтобы желудочно-кишечный тракт работал совершенно по-разному. Но все же условия в каждой местности внесли коррективы в структуру питания. Мясо и жир на севере – нужнее, чем на юге. Животная пища в жаркой местности – более подвержена вероятности испортиться. И так далее. Поэтому просто взять и резко перейти на вегетарианство, если 40 лет питался смешанной пищей – это сделать такой же скачок в сторону, как начать бегать по 5 км в день с первого же дня. Я к тому, что во всём нужно соблюдать плавность изменений.
Собственно, в предыдущей фразе и состоит еще один важный смысл поста. Если уж решили начать не с тех 80% влияния на организм, а с 20-ти, то хотя бы переход на другую структуру питания должен быть плавным. И должен сопровождаться очень тщательным изучением вопроса: составлением таблиц содержания веществ в продуктах, списков продуктов, рациона питания.
Ну а параллельно этому надо не забывать и обо всем известных основных правилах здорового питания. Их соблюдение даст те самые 80% влияния на организм:
Написал этот перечень, а потом решил проверить по текстам умных книжек. Так, например, в «Гхеранда-Самхите», тексте XVII века, всё очень похоже. Разве что с рисом и пшеничным хлебом мы расходимся, но в том веке и хлеб был наверняка другой – с отрубями и без хлебопекарных добавок, да и рис – не очищенный или вообще генномодифицированный. Ну и если не брать в расчет упоминаемые в тексте сугубо локальные продукты и традиции. Например, я не знаю, где найти листья патолы, овощи хималочика, и что это вообще такое 🙂 .
А в запреты в текстах, помимо жареного и т.д., что я упомянул, попало еще горькое. Что объяснимо: оно также раздражает ЖКТ. А в остальном всё то же: умеренность в количестве, поменьше тяжелой пищи, поменьше углеводов и сахаров, а побольше овощей. Если овощи плохо идут сырыми – то подтушить. Да и вообще рекомендуют овощи всегда притушивать. Так они лучше перевариваются, а микроэлементы остаются. Витамины, правда, разрушаются, но тут просто не надо тушить до состояния каши, а только слегка припустить.
В финале поста также хотел бы еще раз озвучить то, чего придерживаюсь. Питание по аюрведе — это очень здорово и, возможно, правильно. Но если окунаться в йогу с головой по всем фронтам, то велика вероятность «не сдюжить». Думаю, в условиях реального мира будет разумнее начинать менять свою жизнь, в том числе, и питание, плавно и без фанатизма.